Неполадки        19.01.2023   

Информационная эра. Эссе «Век информационных технологий Аналитика и исследования

Фундаментальные факторы не меняются — именно поэтому их называют фундаментальными. Формула «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали с вами», — как и была хороша 2,000 лет тому назад, так и будет хороша еще 2,000 лет. Принципы, излагаемые мною в этой книге, непреходящи: я жил с ними почти 40 лет и буквально сделал миллионы долларов, торгуя по этим принципам.

И все же, если бы я впал в кому сегодня и проснулся через 10 лет, вполне возможно, я не смог бы использовать те же самые правила с теми же самыми фундаментальными факторами. Хотя фундаментальные факторы постоянны, их применение и специфические особенности менялись и будут меняться.

Сегодня царит технология, ускоряющая каждую грань нашей жизни. Теперь мы можем скорее все узнавать, быстрее общаться и немедленно выяснять изменения цен. Действительно, мы можем быстрее покупать и продавать, быстрее богатеть и разоряться, лгать, мошенничать и воровать просто с невероятной скоростью. Мы можем даже заболеть или выздороветь быстрее, чем когда-либо прежде в истории мира!

Трейдеры никогда не имели так много информации и столько возможностей ее обрабатывать. Все это они получили благодаря компьютерам и Биллу и Ральфу Крузам (Bill and Ralph Cruz). Они изобрели первое и лучшее работоспособное программное обеспечение — System Writer, развившееся позднее в Trade Station. Благодаря этим продуктам от «Omega Research» обычные люди, вроде нас с вами, теперь могут проверять свои рыночные идеи. В течение вот уже более 10 лет благодаря изобретательности Билла можно задать практически любой вопрос, чтобы узнать «правду рынков».

Но что бы вы думали? Эта техническая революция в информационный век не принесла никакого крупного прорыва в мире спекуляции. Мы все еще имеем то же самое число победителей и проигравших. Парни и девчонки с современными компьютерами по-прежнему регулярно прогорают. Различие между победителями и проигравшими в значительной степени основано на одном простом повороте событий: победители хотят работать, замечать изменения и реагировать. Неудачники хотят получить все без труда, поэтому становятся жертвами точной системы и не меняющего свои взгляды гуру или индикатора, за которым они желают следовать вслепую. Проигравшие не прислушиваются ни к другим, ни к рынку, они упорствуют в своем мышлении и в сделках.

Вдобавок ко всему, они последовательно нарушают основное правило успешного бизнеса: никогда не перегружаться, управлять капиталом, а также бизнесом в целом, избавляясь от плохих позиций и держась за хорошие. А я? Я буду придерживаться фундаментальных факторов в том виде, в каком они преподносятся, со здоровой готовностью приспосабливаться к переменам. Если я сохраняю гибкость, меня не сломаешь.

учитель информатики и ИКТ

МБОУ Первомайская средняя общеобразовательная

Эссе «Век информационных технологий»

Учитель остается учителем до тех пор, пока учится сам и тому совершенству, которое необходимо другим

На сегодняшний день в России и во всем мире в целом, происходит процесс информатизации общества, т. е. человечество переходит на абсолютно новый качественный уровень своего развития. Это обуславливается развитием науки и техники, информационных технологий. Учитель Новой Школы должен понимать, что сегодня в мире происходит изменение ценностных ориентаций современного общества, его целеполаганий, норм, мировоззрения, именно под воздействием «высоких технологий». Учителю постоянно приходится изменяться, перестраивать свою работу.

В сегодняшнем современном информационном обществе человек уже не мыслит себя без компьютера и сопутствующих информационных технологий. Компьютер стал неотъемлемой частью во всех сферах человеческой жизни и в медицине, и в науке, и в образовании и даже в искусстве.

В моем эссе речь пойдет о внедрении в образовательный процесс ИКТ, ЭОР, интерактивных досок и т. п. А это в свою очередь, обуславливает необходимость наличия всех информационных новшеств и, конечно же, компьютерной грамотности педагогов.

Проблема, которая на сегодняшний момент остро стоит в сельских школах России - это отсутствие или недостаточность оснащения компьютерным оборудованием для проведения качественных, современных уроков с использованием всех информационных технологий. Сегодня, когда мы говорим о Новой Школе мы, в первую очередь, подразумеваем доступность, наглядность, достоверность излагаемого материала на уроке. Именно с этой целью российских школах уже не первый год реализуется комплексный проект модернизации образования (КПМО). В ходе его реализации не одна из школ не осталась в стороне. Это конечно касается в первую очередь и оснащения информационными ресурсами и технологиями, компьютерным оборудованием и оргтехникой, доступом к сети Интернет. Школьники отдаленных сел края могут участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, марафонах в режиме online. Естественно, что благодаря новому оборудованию, новым возможностям у детей усиливается не только мотивация к обучению, но и улучшается качество знаний по предметам и т. д. А это значит, что круг возможностей для учеников и учителей отдаленных уголков нашей Родины расширился, углубился. Участие педагогов во всевозможных дистанционных мастер-классах, конференциях, педсоветах позволяет учителю из сельской местности, лучше ориентироваться в нынешнем образовательном пространстве, поддерживать связь с коллегами на расстоянии, обмениваться опытом, решать совместные проблемы, получать консультации на интересующие их вопросы. Это все конечно замечательно, но перед многими встает еще одна, на первый взгляд непреодолимая преграда – отсутствие необходимых знаний в сфере информационных технологий.


Таким образом, появляется еще одна сопутствующая проблема - недостаточный уровень компьютерной грамотности учителей в сельской местности. Это в первую очередь обуславливается отсутствием необходимого оборудования для проведения уроков с использованием ИКТ. А по большей части учителя сетуют о переходе школ на операционную систему Linux. Мол, только что научились работать, привыкли к Windows, а теперь опять, все заново, по-другому. Но на самом деле в том, что школа перешла на Linux я как учитель информатики, не вижу никаких проблем, которые помешали бы работе с ЭОР, электронными документами и т. д. Интерфейс системы довольно прост, прикладные программы входят в пакет OpenOffice. org, который сегодня широко распространен, в том числе и на Windows, т. е. в принципе проблем нет. Есть только страх учителей, особенно старшего поколения к нововведениям, хотя пора бы уже и привыкнуть – школа XXI века должна меняется и будет меняться, в соответствие с требованиями современного информационного общества. Невозможно быть учителем молодого поколения (т. е. будущего страны), которое уже стало частью этого самого общества (сегодня каждый школьник, даже если это и малокомплектная школа, знает что такое смартфон, iPad и iPhone) и при этом бояться учиться самому. Ведь не случайно слово педагог переводится с древнегреческого, как «ведущий», «тот, кто ведет» ребенка, учитель=педагог, ведет ребенка к знанию, поэтому сам должен не только этим знанием обладать, но и стремиться овладевать чем-то новым, неизвестным для него. Решение этой проблемы, зависит от самих учителей, их компетентности и желании самосовершенствоваться в своей профессии. Выход из сложившейся ситуации каждый находит свой: кто-то посещает компьютерные курсы, кто-то ищет себе помощника-консультанта, а кто-то попросту «методом тыка». И в большинстве своем успешно справляются и с этой проблемой.

В моем эссе речь шла только об одном аспекте педагогической деятельности - информационном. А сколько их таких окружает нас ежедневно…Хотя и говорят, что ребенок это открытая книга, но с каждым годом ее почему-то все труднее становится читать, учитель должен искать способы, методы, как эту задачу решить…..

Надеюсь, что многие педагоги, прочитав мое сочинение, согласятся со мной, ведь мы должны не только передавать нашим детям то, чем обладаем сами, но и сами учиться для них, и у них.

XXI век справедливо назван веком информатизации. Человечество постепенно превращается в постиндустриальное, информационное общество. Уже к 70-м годам XX века экономисты отмечали, что в развитых странах радикально меняется состав общества, причем повторяется характер изменений, отличающий переход от традиционного сельскохозяйственного общества к индустриальному.

Индустриальное общество явно превращается в иную формацию - постиндустриальное, или общество услуг.

Прогресс - это постоянное повышение производительности труда путем изобретения новых технологий, освоения новой информации, новых знаний.
Информация - основа постиндустриального общества.

В постиндустриальном мире килограммы сырья все больше заменяются битами и байтами информации. Информация - основа современного мира.

Однако, способность воспользоваться информацией зачастую определяется не только степенью одаренности индивида, но и характером полученного им образования.

Требуются новые концепции образования, новые методики и способы его получения, освоившие достижения современных ИКТ. В Узбекистане еще в 1997 году был опубликован Указ Президента Ислама Каримова «О коренном реформировании системы образования и подготовки кадров, воспитании совершенного поколения», приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров, разработана национальная модель подготовки кадров, где утверждался принцип непрерывного образования. Отмечая, что коренное реформирование народного образования, реализация национальной программы требуют очень больших сил, средств и возможностей, Президент даже в тот сложный период становления государства и смены экономической формации подчеркивал: «Если смотреть на это с позиции будущего, с точки зрения и экономики, и политики, и духовности, то выгода, которую мы получим от выполнения этих задач, неизбежно покроет и оправдает любые затраты».

В сфере образования и воспитания интернет и ПК могут принести несравненно больше, чем в любой другой. Преподаватель может использовать интернет для общения с коллегами, обмена опытом, открывая при этом учащимся совершенно новые способы изучения предмета. В области образования ПК стимулирует взаимное обучение, развитие критического мышления и формирование установки на непрерывное образование в течение всей жизни. Учебные заведения, оборудованные ПК, получают значительные преимущества.

Правда, успешное применение ПК в обучении требует усилий со стороны преподавателя. В настоящее время, если не считать специалистов информатики, учащиеся легче осваивают и глубже знают ПК и интернет, чем некоторые учителя.

Школам необходимо изменить отношение к этой технологии. ПК не должны размещаться в специальных компьютерных классах, их освоение должно становиться дополнительным предметом изучения, компьютер должен постоянно использоваться на практике, быть включенным в учебный процесс, способствовать углубленному изучению любой темы и дисциплины.

ПК может и должен стать мощным инструментом в руках учителя, даже если он сам только начал осваивать его возможности и ему привычнее доска, мел или начерченные таблицы. Несомненно, можно пробудить и активизировать интерес к предмету, демонстрируя видеофрагменты и фотографии, отсылая к страницам интернета с дополнительной информацией. Существует огромное количество фильмов, соотносимых с изучением школьной программы, поэтому необходимо научить школьников и студентов находить их и внедрять в процессе обучения.

В ряде стран педагоги используют электронную почту для обсуждения общих тем, получив возможность оперативно обращаться к коллегам за помощью и получать ее без промедления. Стала возможной координация программ: по предметно или по классам обучения, с учетом возрастной психологии. Опыт и достижения других учителей, рассказ о собственных находках позволяют повышать профессионализм, корректировать самооценку и при сопоставлении - лучше понимать своих учеников.

Там, где создается компьютерная сеть, обязательно включающая ПК для учителя и учеников, с демонстрационным монитором, используемым для показа материалов интернета, стали возможны дистанционные уроки не только лучших педагогов школ, но и преподавателей вузов, с привлечением специалистов в той или иной конкретной области. Проводятся разнообразные видеоконференции, привлекаются видные деятели администрации для консультирования учащихся выпускных классов и курсов по проблемам трудоустройства. Меняются формы и способы проведения «дней открытых дверей».

В Республике Узбекистан, где после окончания 9 класса учащиеся получают возможность выбрать, в какой форме продолжать образование, определить для себя наиболее подходящий и привлекательный колледж или лицей, особенно важно широкое проведение встреч с представителями их педколлективов и с учащимися. И средние специальные, и высшие учебные заведения могут использовать для этого свои сайты. Не менее полезны и сайты крупных промышленных предприятий, четко определяющих свою потребность в специалистах конкретных областей на среднесрочную перспективу (возможно, даже с разбивкой по годам).

Учащиеся могут использовать видеоконференции для виртуальных поездок в другие страны или для изучения (детализированного) своей страны, посещения музеев и проведения совместных уроков. Гораздо шире могло бы использоваться компьютерное телевидение. У нас в республике регулярно проводятся конкурсы на звание лучшего учителя. Использование видеоконференций способно обеспечить углубленное изучение опыта лучших для любого желающего. Школы могли бы использовать ресурсы вузов для обогащения учебной программы и расширения дополнительных материалов. Стало бы возможным виртуальное присутствие в классах детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать ежедневных занятий. Более того, учащиеся с замедленной реакцией могли бы для себя несколько раз повторять непонятые в классе темы, осваивать дополнительные материалы.

Высокие технологии должны стать одним из центральных компонентов образовательного процесса и объединить сетью школу и все центры общественной жизни: музеи, библиотеки, государственные учреждения, крупные промышленные предприятия, что позволит повысить уровень эффективности обучения и выработать установку на продолжение непрерывного образования после окончания учебного заведения.

Сеть школы должна объединять учащихся, учителей и родителей. Учебные материалы должны быть адаптированы для виртуального участия в занятиях из дома.

Однако, как неоднократно отмечалось, полная реализация потенциала ПК невозможна без их использования учениками в процессе выполнения классной и домашней работы по любому предмету.

В Республике Узбекистан постоянно растет число компьютеров, используемых в сфере образования, создаются специализированные компьютерные классы, облегчается доступ к интернет-сетям. Создана и расширяется республиканская библиотека сети - ZiyoNET.

Построение школьных сетей должно стать первым шагом к реализации более широких планов создания образовательных сообществ. Получение знаний с использованием высоких технологий - сегодня это приоритетная задача. ПК могут быть использованы в административных процессах сферы образования, а также для сравнения и сопоставления всех показателей в различных временных или географических срезах.

Чтобы получить отдачу от инвестиций в высокие технологии и обеспечить их скорейший возврат, необходимо повышение образовательного уровня всех членов общества. Сегодня очень важно приобретение базовых навыков работы с компьютером. Ведь они могут быть использованы почти на любом рабочем месте. Не менее важно и освоение информационных технологий. Должна быть создана необходимая инфраструктура, в оплате которой будут совместно участвовать государственный и частный сектора. Для коммерческих предприятий это может стать частью «инвестиционного цикла», при котором вложение средств в образование сегодня позволит получить более квалифицированных работников в будущем.

Создаваемая сеть должна быть открыта для всех членов общества, позволяя им постоянно повышать свой образовательный уровень. Впоследствии может быть создана новая система заочного образования, продуманно и законодательно обосновано его лицензирование, поскольку в ней будут совмещаться элементы очного и компьютерного (дистанционного) обучения.

Полученные сертификаты станут весомым аргументом в повышении потенциальной ценности работника.
Сегодня многие учебные заведения разных стран мира вводят в учебный процесс все больше элементов подготовки к жизни в информационном веке. Создаваемая компьютерная коммуникационная инфраструктура определяет новый качественный уровень взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Первым шагом в ее формировании должно стать максимальное оснащение школ ПК и помощь учащимся в их приобретении. Целью - освоение ПК каждым учащимся. При этом уроки информатики должны стать лишь первым шагом включения ПК и сети интернет в образовательный процесс.

ПК позволяют по-новому подойти к традиционной учебе. Глубина и широта информационного охвата, вследствие доступности технологии получения любых желаемых сведений и легкости анализа данных, способствуют совершенствованию фундаментальных навыков владения устной и письменной речью, качественно улучшают методики анализа материала. Чем больше информации из источников, представляющих различные точки зрения, получает и изучает учащийся, тем сильнее развивается у него способность оценить информацию, критически ее воспринимать и делать собственные независимые суждения. Меняются и функции преподавателя, в особенности, в высшей школе. Он должен теперь не только непосредственно давать информацию, но и научить методам ее поиска, помочь разобраться в позиции автора материала, понять и оценить ее, уметь сопоставить с другими позициями и взглядами изучаемой проблемы.

Педагогика вбирает в себя некоторые принципы и методы консалтинга. Учитель помогает обучающимся разобраться в подлинной ценности отыскиваемого в сети материала, отбросить все лишнее, ненужное, мешающее формированию мировоззрения и духовности, освоить способы сопротивления всем видам и формам спама - от собственно рекламного до информационного.

Использование ПК позволяет широко разнообразить способы обучения и индивидуализировать их.
Программное обучение способно предоставлять информацию во множестве форм и легко персонализировать ее. Уходит в прошлое школьный учитель, сообщающий информацию и проверяющий домашние задания. Компьютер позволяет осваивать информацию в наиболее удобном для личного восприятия темпе, дополнять чтение текстов прослушиванием и просмотром аудио- и видеозаписей, экспериментировать с реальными и виртуальными моделями и общаться по изучаемой теме со школьниками в любом уголке мира.

Вероятно, со временем в интернете будут размещены лекции по всем важнейшим предметам лучших педагогов мира. Но это не отменит роли непосредственного школьного наставника. Школьные учителя, взяв интернет-лекции за основу, смогут создавать исследовательские и дискуссионные группы по изучаемым темам. У учеников будут формироваться не только навыки анализа, но и умение выбрать близкую для себя позицию, аргументированно защищать ее. Интернет-лекцию можно прослушать в любое, необходимое для освоения материала время, множество раз.

Изучая возможные формы и способы модернизации сферы образования, обусловленные вызовами информационного века, специалисты приходят к очень серьезным выводам, видя в ПК - основное средство коммуникации и труда в информационном веке. ПК и интернет несут с собой одно фундаментальное изменение: благодаря им каждый ученик каждой школы, как и любой член общества, продолжающий свое образование, получает доступ к информации и возможности сотрудничества, недоступные прежде. А специалисты сферы образования смогут использовать преимущества этой информационной среды для повышения своего профессионального уровня. Те из них, кто первым примет ПК на вооружение в качестве нового средства преподавания и обучения, станут проводниками перемен.

В Одноклассники

, Внедрение инновационных педагогических технологий в образователь , Перспективы и проблемы использования информационных технологий в , Тест ФОС Методология и технология проектирования информационных , Волков А.И. Внедрение электронных технологий.docx , Дедов.В чем вред информационных технологий.docx , Движение автотранспорта с применением спутниковых технологий.doc , Методические указания к курсовому проекти.Информационные техноло , 05.17.08 Процессы и аппараты химических технологий.doc .
21 век - век информационных технологий

Мы можем позвонить любому человеку, даже если он в другом городе или другой стране. Мы можем увидеть его с помощью компьютерных технологий. 21 век очень продвинулся. Появилось очень много всего того, что помогает человеку легче жить. Но я хочу написать про ЛЮДЕЙ 21 века.

Люди 21 века очень злые, алчные. В них нет сострадания и сожаления. Очень редко встречаются добросовестные , добрые и честные люди. В нынешнем времени людьми двигают деньги. Большинство этих денег заработаны мошенническим путем, отобранные у обычных людей. Люди готовы убивать за деньги и за место под солнцем.

Люди перестали уважать культуру и любить Родину. Дети перестали учить историю своей страны. Многие хотят из нее уехать, поддаваясь стереотипам о том, что наша Россия хуже других стран. А разве кто-то пытается сделать ее лучше? Всем стало плевать.
Дети вырастают очень злыми. Они уже очень жестокие. Они избивают своих товарищей забавы ради. Они готовы бить лица друг другу из-за нелестного слова в свою сторону.

Если сравнивать раньше и сейчас , произошли огромные изменения. Сейчас, если на улице вдруг станет кому-то плохо, то многие пройдут мимо, подумав, что человек просто пьян, а человек , что он умер из-за того, что болел и случился приступ. Если кого-то станут избивать, все будут проходить мимо и делать вид, что ничего не делать , чтобы не получить самому. А разве раньше такое было? Все друг друга уважали. Девушки были девушками, а не " быдлом ", как говорится в современном мире. Девушка должна быть нежной, что сейчас большая редкость. Перестали уважать старших. Перестали уважать Ветеранов. Люди, которые обворовывают их... Я просто не знаю как их назвать. Они боролись за наши жизни для чего? Для того, чтобы потом мир превратился в это? Я думаю нет. Я думаю, что им очень больно смотреть на современную молодежь, которая пьет, употребляет наркотики , курит и ругается матом через каждое слово.

Мир изменился. Да, технологии изменились в лучшую сторону, но не люди. Но я верю, что в нашем мире остались люди, которые здраво мыслят. И я надеюсь, что многие возьмутся за ум и смогут поменять себя, тогда и Россия и весь мир станет лучше. Не будет войн и конфликтов. Не будет убийств.

Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во

все сферы жизни общества информатики. Это проявилось в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизиция охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение.

Переход страны к рыночной экономике потребовал развития соответствующего информационного обеспечения. Постепенно в России формировался рынок, в котором информация начинала выступать как ресурс, имеющий коммерческий характер. Наряду с производством систем и средств информатики большое место в настоящее время занимают и информационные услуги, на базе самоокупаемости интенсивно развивается отрасль связи. Телефония, радиовещание, телевидение работают с использованием различных типов каналов связи. Компьютерная техника прочно вошла в быт и используется как в образовании, так и в воспитании подрастающего поколения.

Домашний компьютер стал естественным для многих семей. В образовании значительная доля нагрузки в учебном процессе переносится на самостоятельные задания, выполняемые на домашнем компьютере. По своему качеству домашний компьютер в настоящее время часто оказывается намного выше компьютера, используемого в школе или в ВУЗе. Характерно, что в последние годы покупая домашний компьютер, пользователь начал обращать внимание на место сборки, конфигурацию и перспективные возможности техники. Приобретается и значительное количество программных средств, в том числе записанных на СО-ЯОМ, огромное число абонентов подключается к Интернет , значительное число пользователей работает с использованием сотовой и других сетей. Все это подтверждает, что процесс информатизации интенсифицируется, завершается этап неуправляемой информатизации. Управляемая составляющая, которая реализовывалась в основном в образовании, в промышленности и в административном управлении оказалась явно недостаточной из-за малых финансовых средств, но в целом современный уровень информатизации позволяет констатировать, что начало следующего века станет точкой перехода из века энергетики в век информатики, как это прогнозировал Норберт Винер .

Информатизация как процесс перехода от индустриального общества к информационному характеризуется резким перераспределением трудовых ресурсов в материальное производство и в сферу информации. Это соотношение изменяется от 3:1 к 1:3. В ряде стран суммарные расходы на компьютерную технику, телекоммуникации, электронику превысили расходы на энергетику, а поэтому, рассматривая проблему перспектив развития образования, нам необходимо исходить из будущего, поскольку только логически разработанная картина будущего может помочь познать настоящее. Проблема становления информационного общества и составляющая ее проблема информатизации образования должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с проблемой будущего устойчивого развития цивилизации.

Модель образовательной системы должна быть сформирована с учетом адаптации образования к модели устойчивого развития цивилизации, а отсюда вытекает проблема опережающего развития образовательной системы, которая должна удовлетворять потребностям будущего информационного общества.

Для информационного общества характерно полное удовлетворение информационных потребностей населения при завершении формирования единой информационной среды, определяющей новую культуру как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Информационная культура как составляющая и базис информационного общества должна закладываться уже в настоящее время. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей мог бы базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования. Только образование может служить фундаментом новой информационной культуры.

Информационная культура конечно не ограничивается системой знаний в области информационных процессов, технологий и должна включать активно преобразовательный аспект отношения к миру. По сути информационная культура может рассматриваться как свод правил поведения в информационном обществе, в коммуникационной среде, в человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Уже в настоящее время вхождение пользователя в мировую сеть позволяет получить огромные объемы информации, которая может быть предназначена и для идеологической обработки.

Необходимо воспитывать корректное отношение к получаемой информации. Информационное пространство Российского образования должно отвечать национальным интересам и базироваться на традициях отечественной культуры. Повсеместное использование зарубежной компьютерной техники сопровождается планомерным информационным идеологическим воздействием на пользователей. Можно пойти по пути защиты от чуждой нам информации, создавая соответствующие методы и средства, но особое внимание нужно обратить на информационную культуру педагога, воспитателя, учителя школы и преподавателя ВУЗа.

Уровень информационной подготовки учителя нередко отстает от уровня ученика, работающего на домашнем компьютере, подключенном к сети. Проблема развития интеллекта учащихся не может быть решена только средствами информатики, но проблема развития науки об образовании должна разрешаться с учетом перехода в информационное общество, в котором будет сформирована инфоно-сфера личности, а поэтому развитие интеллектуальных способностей личности даже в настоящее время тесно смыкается с проблемой информатизации образования. Возможности информатизации образования определяются современными достижениями информатики и методологией их использования в образовании.

Можно выделить три уровня информатики:

  • - физический - программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;
  • - логический - информационные технологии;
  • - прикладной - пользовательские информационные системы.

Для физического уровня характерно, что компьютерная техника

и техника связи практически вся разработана за рубежом и в лучшем случае наблюдается лишь ее сборка на отечественном производстве.

Информатизация города, региона, области базируется на создании единой телекоммуникационной среды. Отличительными особенностями перспективных сетей являются интеграция услуг, предоставляемых пользователю, цифровизация, комплексное использование проводных, радио- и космических каналов связи, переход к цифровым сетям интегрального обслуживания . Использование волоконно-оптических линий и сетей кабельного телевидения позволяет на одной и той же базе обеспечить передачу речи, видеосигнала, данных, служебной информации и тем самым обеспечить вхождение каждого пользователя как в Российское, так и в мировое информационное пространство.

Происходит формирование единой информационной среды на основе объединения банков данных и баз знаний, проектируются конкретные информационные системы в различных областях человеческой деятельности. Совершенствование технической базы сопровождается продвижением современных операционных систем в пользовательскую среду, развиваются открытые системы.

Модели базовых информационных технологии в образовании. Для логического уровня информатики характерно совершенствование существующих, создание и развитие новых информационных технологий. Получили развитие как теория, так и практика информационных технологий . Развивается методология, совершенствуются средства информационных технологий. Уже в настоящее время могут быть выделены базовые информационные процессы и информационные технологии.

В рамках базовых технологий получают развитие конкретные технологии, решающие задачи в выбранных предметных областях. Переход к информационному обществу заставляет задуматься о готовности выпускников учебных заведений к жизни и к труду в обществе XXI века. Учитывая, что уже в настоящее время скорости преобразования технологий производства стали опережать темпы смены поколений, оказывается необходимым не только совершенствование и дополнительная подготовка, но и неоднократное освоение новых видов деятельности в течение трудовой жизни.

Поэтому в информационном обществе встает проблема обучения, и непрерывное образование становится составной частью жизни каждого человека. В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру. Освоение новой информационной культуры может в значительной степени реализовываться за счет внедрения в учебный процесс, управление образованием и в повседневную жизнь перспективных информационных технологий.

Прежде всего следует обратить особое внимание на проблему обеспечения сферы образования теорией и методикой как разработки, так и эффективного применения новых средств информационных технологий. Теория информационных технологий должна определить модели базовых информационных процессов, связанных с получением, сбором, передачей, обработкой, хранением, накоплением и представлением информации. Особое место занимают модели формализации и представления знаний .

Весьма актуальным представляется выделение базовых информационных технологий, к которым уже в настоящее время можно отнести технологии распределенного хранения и обработки, офисные технологии, мультимедиа технологии, геоинформационные технологии, технологии защиты информации, СА8Е-технологии, телекоммуникационные технологии . На основе базовых разрабатываются прикладные информационные технологии по областям применения, позволяющие получать конкретные продукты соответствующего назначения в виде средств, систем, сред.

В рамках указанных технологий в образовании уже в настоящее время получили широкое применение:

  • 1) компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, тренажеры, лабораторные практикумы, системы тестирования знаний и квалификации, выполненные на различных типах машинных носителей;
  • 2) системы на базе мультимедиа-технологии , построенные с применением видеотехники, накопителей на СЭ-ЯОМ и реализуемые на ПЭВМ;
  • 3) интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях;
  • 4) информационные среды на основе баз данных и знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам;
  • 5) телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т. д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети;
  • 6) электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить производство учебных пособий и документов на различных носителях;
  • 7) электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам;
  • 8) геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации, а каждый последующий - задает один из аспектов, процессов или явлений;
  • 9) системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении информации, от искажений при передаче информации, от подслушивания и т. д.).